ФЭНДОМ

ЗиУ-9, он же ЗиУ-682, он же ЗиУ-5264[щито?] – культовый советский троллейбус, выведенный на Ордена Трудового Красного Знамени Троллейбусном Заводе имени Урицкого в конце 1960-х годов. Массовое воспроизводство ЗиУ-9 началось в 1972 году, всего на сей день рождено 5 раз по over 9000 подобных троллейбусов. В настоящее время ЗиУ-подобные составляют самую многочисленную в России, а может быть и в мире, троллейбусную расу.

ЭволюцияПравить

Первый ЗиУ-9 появился на свет ещё в 1966 году. Конструктивно и по внешности получилось нечто аналогичное современным для того времени зарубежным машинам MAN и «Шоссон» (Chausson). По сравнению со своим предшественником ЗиУ-5, троллейбус ЗиУ-9 более вместителен, лёгок и технически современен. В 1968 году появился на свет опытный ЗиУ-9А, внешне представляющий собой отъевшийся ЗиУ-9 с 180 мм лишней ширины.

Опытные ЗиУ-9 имели узкий передний маршрутоуказатель (его достаточно, чтобы вместить номер маршрута) и 4 глаза фары на морде.

ЗиУ-682БПравить

В августе 1972 года на базе «худенького» ЗиУ-9 выведена модификация ЗиУ-9Б (ЗиУ-682Б). Были убраны две лишних фары с морды и установлено ставшее окончательным для этой модели широкое окно маршрутника. До 1974 года колёсные арки имели угловатую форму, позже – круглую. На первые партии троллейбусов ставился устаревший двигатель ДК-207Г, который уже в 1973 году был заменён на ДК-210 мощностью 110 кВт. Подвеска на первых ЗиУ-682Б была пневматической, с реактивными штангами в качестве направляющих элементов, позднее стала пневморессорной. Задняя накопительная площадка имела пониженный уровень пола, что позволило уменьшить на одну число ступеней у задней двери и облегчить погрузку инвалидных и детских колясок, а также крупногабаритных предметов. Однако это «преимущество» нивелировалось наличием высокого разделительного поручня на ступенях задней и средней дверей, ослаблением конструкции (отваливающаяся #опа), а также это причиняло неудобства пассажирам в часы пик (особенно зимой), стоявшим под уклон на обледеневшей «горке». Для естественной вентиляции салона в крыше было оборудовано 4 потолочных люка, а каждое боковое окно оснащено сдвижной форточкой.

В настоящее время ЗиУ-682Б сохранился в Запорожье под номером 562 во втором троллейбусном парке города. Поддержать

ЗиУ-682ВПравить

Следующая ступень эволюции ЗиУ-9 (1976 год). Число светильников в салоне было уменьшено с 12 до 11, число форточек – вдвое (с 1980 года). С 1978 года убрали «лишний» потолочный люк над передним мостом, оставив их всего три.

С 1982...1983 годов на смену оригинальным передним и задним габаритным огням «лодочкам» пришли унифицированные прямоугольные. Примерно с этого же времени над передним левым колесом стали ставить одиночные сидения вместо «полутораместных». Также троллейбусы стали выпускаться с повышенным уровнем задней накопительной площадки, чтобы не отваливалась задница, а пассажиры не скатывались с горки в салоне. В 1985 году троллейбусы ЗиУ-682 получили псевдо-VIN: ХТИ-682В00-завномер, где ХТИ – кириллическая интерпретация международного WMI-кода родительского завода (XTU), а также прямоугольные поворотники и задние фонари. В 1988-1990 годах производились троллейбусы ЗиУ-682В-012 (ХТИ-682В012, ХТИ-682В0A) с двигателем ДК-213 мощностью 115 кВт. Эти троллейбусы также получили более компактные кожухи радиореактора на крыше, угловатой формы. Модификация ЗиУ-682В-013 (В0B) получила пневмопривод открытия дверей.

ЗиУ-682ГПравить

Всего за 1990-е и 2000-е Тролза породила over 9000 троллейбусов 682Г следующих подвидов:

  • ЗиУ-682Г базовый (ХТИ-682Г00)
Историю данного подвида троллейбусов принято вести с 1.02.1991 г., момента начала серийного производства, однако первые упоминания о таких мутациях опытных экземплярах данной модификации относятся к концу 80-х. Основные фишки этой модели, которые отличают её от 682В и бросаются в глаза даже непосвящённому, это:
  • Новые сиденья и их планировка (одиночный ряд сидений по левому борту, кроме задней надколёсной арки). На самом деле новые сиденья – хорошо забытые старые, с экспериментального Photo ЗиУ-684, только без валиков на поручнях и с проверенными напольными креплениями взамен консольных (характерных, например, для последних вагонов ПТМЗ).
  • Решётка воздухозаборника под лобовыми стёклами.
  • Первая форточка по правому борту по умолчанию переехала ближе к передней двери.
  • Перегородка кабины водителя лишилась стекла за его спиной, а дверь в саму кабину расширена.
  • Модернизированная приборная панель.
  • Примерно с середины 1993 года ставятся новые стеклоомыватели, из-за чего дворники расположились чуть ниже.
  • ЗиУ-682Г-010
  • ЗиУ-682Г1/Г1А – горные модификации Г00 и Г0А соответственно, с двигателем повышенной мощности ДК-211 (175 кВт) и модифицированной системой управления. Одна из фишек – с правой стороны перед средней дверью находится дополнительный технологический люк для обслуживания и вентилирования дополнительного реостатного блока системы управления (как на В1). Троллейбусы отличаются излишней прожорливостью, но при этом прекрасно держат форму зато с лёгкостью пройдут там, где теоретически не проползёт обычная «девятка» (уклоны круче 8%). Известно о существовании всего 8 троллейбусов подвида Г1А, все 2001 года рождения. Два из них (зав. ном. 7244 и 7351) осели в Новочебоксарске – городе огнедышащих БТЗ[вставить пруф], из них один прожил 12 лет (до лета 2013), второй ещё работает и почти все 2015 и 2016 годы был единственным Г1А на ходу. Шесть троллейбусов-близнецов (зав. номера 7306 – 7311) уехали в южный Нальчик (борт. №№ 098 – 103), на местную курортную линию с участком с уклоном в 12°. Фишка этой партии – тонированные в лучших южных традициях стёкла и нестандартные павловские мягкие сидения с поручнями, аналогичные тем, что ставились в Волжане-5270 и Газели тех лет. Из них сейчас периодически показывается лишь 098. Троллейбус 103, встав на ТО-2 в 2009 году, простоял почти 7 лет и отошёл в мир иной, 100 встал в 2012 году, остальные – по прибытии новых «Мегаполисов» и сейчас потихоньку растаскиваются по запчастям. А разгадка одна – троллейбусы мелкосерийные, денег нет, запчастей нет, но Управление держится.
  • ЗиУ-682Г-012 (XTU682Г0А) получил уменьшенное и перевёрнутое боковое окно в кабине водителя, по высоте лобового стекла.
  • ЗиУ-682Г-013 (XTU682Г0К) типа «йухжная» модификация, но жили такие тралики в основном в Питере.
  • ЗиУ-682Г-014 (XTU682Г0E)
  • ЗиУ-682Г-015 (XTU682G0L)
  • ЗиУ-682Г-016 (XTU682G0M) с 2003 года базовый подвид. Делятся на 016(012) – характеристики аналогичны Г0А, 016(018), 016(012)П – это с пластиковой мордой, 016.02, 016.03 и т.д. С 2009 и вплоть до 2015 года производились 016.04 - 016.07.
  • ЗиУ-682Г-017 (XTU682Г0Н) добавили немного нагромождения э/о на крыше, позже эту фишку унаследовала модель 016.02.
  • ЗиУ-682Г-018 (XTU682Г0Р) вторыми после Г0Мов получили статический преобразователь вместо мотор-генератора. В результате в салоне пропал фирменный ЗиУшный гул, теперь вместо него слышен только гидрач.
Incomplete job Это – незаконч~

Троллейбусизм
Мета  ТроллейбусТроллейбусизмТроллейбусная эротика
Заводы  Белкоммунмаш • БТЗ • ВЗТМЛАЗ • ЛиАЗ • МАЗПТМЗСолярисТранс-АльфаТролзаШкода
Виды  Hess LighTramБелорусская Кавайная МашинаЗиУ-9 (В МонголииВ ЭфиопииПедер) • ЗиУ-10МегаполисОптимаПАЗиУСлободаТатра Т6B5Экобус
Проблемы  АСКПЗацепингМаксим Ликсутов
Маршруты  Б