ФЭНДОМ

Nophoto-tp1

Начинающие (и не только) транспортные фотографы нередко сталкиваются с проблемами ограничения права на фотосъёмку транспорта в определённых локациях, а также негативной реакцией со стороны работников транспортных предприятий, вплоть до воспрепятствования съёмки.
Сборник часто задаваемых вопросов о праве на фотосъёмку содержит наиболее частые вопросы о правомерности фотосъёмки и её ограничений на территории различных объектов: магазинов, улиц, железных дорог и метрополитенов, государственных учреждений, и т.п. Некоторые сведения могут оказаться полезными для начинающих транспортных фотографов.

Буква законаПравить

В общем случае, снимать можно почти всё, что может попасть в объектив вашего фотографического аппарата.

  • Право «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» закреплено в статье 29 Конституции РФ. Кроме того, существует закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в седьмой статье которого дано определение «общедоступной информации»: к ней относятся любые сведения, доступ к которым не ограничен, которые могут использоваться любыми лицами.
  • В статье 9 закона говорится также о том, что любые ограничения доступа к информации должны устанавливаться только федеральным законом. Таким образом, многочисленные запреты, сформулированные в подзаконных актах, являются правомерными только в том случае, если акт принят на основании закона, дающего его авторам право ограничивать доступ к информации.
  • Основная особенность большинства законов, устанавливающих такие ограничения – они предусматривают меры, которые направлены на то, чтобы с охраняемой информацией нельзя было ознакомиться посторонним. Если сведения могут быть получены посторонним – значит, они либо относятся к общедоступной информации, либо закон, который закрепляет ограничения доступа, не соблюдается. Таким образом, посторонний человек, фотографирующий улицу, не может нести ответственность за случайный стратегический объект в кадре.
  • Статья 44 Конституции гарантирует гражданам России право на свободу творчества. Право быть автором произведений искусства упомянуто в статье 18 ГК, в составе правоспособности гражданина, а в статье 22 содержится запрет включать в договор условия, ограничивающие право — или дееспособность.
  • Четвёртая часть ГК регулирует правоотношения, связанные с использованием и фотографическим репродуцированием произведений, охраняемых авторским правом. При этом закон устанавливает возможность разрешения или запрета только на действия с уже существующими произведениями, возможности запрета на создание новых он не предусматривает. В статье 1233 ГК, которая говорит о распоряжении исключительным правом, запрещается даже включать такие условия в договор: они являются ничтожными, то есть, недействительными, причем без всякого признания их таковыми судом.

Ограничения, связанные с транспортной фотографиейПравить

[Не]свобода панорамы в РоссииПравить

Если фотография, картина или архитектурное произведение, охраняемое авторским правом, находятся в месте, открытом для свободного посещения, то его фотосъёмка разрешена статьей 1276 Гражданского кодекса РФ, за исключением случаев, когда репродуцируемое фотосъёмкой произведение является основным объектом съёмки, или изображение с охраняемым объектом в кадре используется в коммерческих целях – в таком случае требуется разрешение правообладателя (архитектора, дизайнера и т.д.). В определённой степени этот пункт может касаться фотографий станций метрополитена, построенных в последние 70 лет (срок охраны авторского права). Из-за этих ограничений в 2011 году в библиотеках Викимедиа массово проводились акты параноидального уничтожения копий фотоснимков несвободных произведений архитектуры. Отметим, что есть страны с более строгими, вплоть до тотальных, ограничениями «свободы панорамы» (Греция, Италия).

Запреты фотографирования на ЖДПравить

Старый приказ Министерства путей соообщения СССР о запрете фотосъёмки на объектах железнодорожного транспорта ещё никто не отменял. Кроме того, железная дорога и метрополитен являются стратегическими объектами, поэтому там «всё строго». Плюс ко всему, в настоящее время на p/d в моде – борьба с мировым терроризмом, и неудивительно, что фотограф, просто снимающий обычную зелёную электричку, обречён на повышенное внимание к своей персоне со стороны охраны или полиционеров. Хотя ещё ни одному застуканному за фотографированием на территории p/d транспортнику реально ничего (а уж тем более очень серьёзной 205-й статьи «терроризм») не пришили. Наиболее часто общение с полицейскими заканчивается испорченным настроением и сменой места съёмки, либо откупом и продолжением съёмки, иногда – штрафом за хождение по путям в неустановленных местах.

Запреты фотографирования в метроПравить

  • Как правило, в метрополитенах требуется письменное разрешение на профессиональную съёмку. Но в некоторых городах правила запрещают любые виды съёмок в метро без разрешения, прикрываясь «стратегичностью» объекта.

Особенности фотографирования на транспортных предприятияхПравить

  • Руководители заводов по производству ПС крайне не одобряют, а то и пресекают съёмку на их территории путём обязательной сдачи фототехники в интересах охраны производственных/коммерческих тайн.
  • Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования в городе Москве (п. 6.4.15) запрещают производить профессиональную съёмку в салонах городского транспорта без разрешения администрации транспортных предприятий.
Этим летом мы с Borobekом фоткали в 05408 (И-280 кравтэкс). Водила опустил штангу турникета, прошел к нам, взял нас за куртки и хотел вышвырнуть из автобуса. Мы сказали ему, что он не имеет права этого делать. Потом он начал нам угрожать, что заберет фотоаппараты и позвонит в отдел, потом мы еще раз сказали ему, что ничего противозаконного не совершили. После этого мы вышли.

Написали в МГТ, в сентябре получили ответ:

Отдел автобусного транспорта рассмотрел Ваши обращения с жалобой на действия водителя автобуса №05408 маршрута №271 и на неудовлетворительное техническое состояние данного автобуса. Сообщаем, что видео и фотосъемка в салонах автобусов может производиться только по согласованию с собственником подвижного состава. <...>

В описанном Вами случае водитель должен был в корректной форме предупредить Вас о прекращении несанкционированной фотосъемки.<...>
Бубнов А.
  • Некоторые водители считают съёмку управляемого ими транспортного средства вмешательством в их жизнь с соответствующим негативным отношением. Такие экземпляры могут прикрывать фэйс картонкой или требовать скрытия лица. Но если водила в момент съёмки нарушает ПДД, ПТЭ и ДИ – его проблема и только его.

Основная статья: Вишнякова

См. такжеПравить

Кавказский пленник

Основы транспортной фотографии
Народная мудрость  Покупка фотоаппарата не делает вас фотографом.
Стили  Мурашизм (Call on meСлоникЦиркумцизия) • Нешаблон (Фотозарисовки)
Проблемы  Горизонт заваленЗапреты на фотосъёмку (Основы авторского праваЛицензирование фотографий) • МобилографияОбщее низкое качествоОписание замечаний СТТСФотомодераторы
Прочее  Авторские фотогалереиРазборки фотографическиеФотоконкурсФоторедактор

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики