ФЭНДОМ

Синдром приобретённого маршруткизма (marsrutkea syndrome) – тяжёлое заболевание, поражающее преимущественно городских жителей малоразвитых стран, передающееся контактным с городским транспортом путём, а также акустически-воздушным и визуальным способом, заключающееся в серьёзном нарушении у пострадавшего экономических, экологических и моральных мотивационных механизмов выработки способов обеспечения своей пространственной мобильности. Наследственным способом не передаётся.

Заболевание выявлено и описано Алексеем Евгеничем K. в 2005 году. В СНГ зонами наиболее тяжёлой эпидемии маршруткизма считаются Санкт-Петербург, Кавказ и Украина.

ПатогенезПравить

Болезнь обусловлена некачественной работой городского общественного пассажирского транспорта, противоречащей конституционному праву субъекта на свободу передвижения. Развитию заболевания также способствуют воспоминания больного о прошлых временах, когда такой проблемы не стояло. Существуют значительные районы и города, в которых заболевание практически не распространено или носит характер отдельных случаев. Вопрос о возможном иммунитете к заболеванию пока остается открытым. Известно лишь, что достаточно устойчивым иммунитетом к заболеванию обладают пенсионеры, студенты, школьники и прочие малообеспеченные слои населения. В то же время существуют как достаточно обеспеченные люди, обладающие стойким иммунитетом, так и весьма малообеспеченные, такового иммунитета не имеющие.

Следствием некачественной работы общественного транспорта и высокой коррумпированности властей, косвенным путём получающих дополнительные доходы с искусственного поддержания эпидемии маршруткизма, является стремление пострадавшего обеспечить свою мобильность если не естественным путём (посредством городского транспорта), то хотя бы альтернативным способом. Однако с течением времени кажущееся удобство перемещения по городу посредством маршрутки приводит к нарушению адекватного восприятия пострадавшим объективной картины реальности, что и является по сути начальной стадией заболевания. В дальнейшем заболевение быстро прогрессирует, переходя в хроническую форму, со временем вызывая органическое поражение головного мозга, что делает заболевание неизлечимым, а больного – общественно опасным.

Клиническая картинаПравить

Различают три стадии СПМ, проявления заболевания на каждой из которых характеризуются своеобразными симптомами.

  • Первая стадия развивается достаточно долго и поначалу заболевание носит латентный характер. Причины развития заболевания объективны и связаны с необходимостью долгих ожиданий городского транспорта. В этой стадии больной, следуя естественному инстинкту человека разумного, терпеливо ждет городского транспорта (автобус, трамвай, троллейбус), и иногда это ему даже удаётся. Тем не менее, частые случаи срыва рейсов и непомерных интервалов движения вынуждают человека периодически пользоваться маршруткой. На этой стадии восприятие больным окружающей действительности еще не нарушено, он вполне отдаёт себе отчёт в своих действиях. На этой стадии заболевания сильны и экономические мотивации – человек будет до последнего ждать городского транспорта, желая сэкономить на проезде или воспользоваться имеющимся проездным документом.
    В маршрутке больной чувствует себя неуютно, испытывает неудобства, ему неприятно низкопоклонство при входе, иногда он задевает головой потолок, не всегда может с первого раза открыть или закрыть дверь, нередко тихо ворчит и глядит вокруг злыми глазами, постоянно чувствует опасения в собственной безопасности, ощущает некую внутреннюю неуверенность в себе перед тем как высказать водителю требование об остановке, в некоторых случаях не успевает вовремя сообщить о необходимости остановки, испытывает душевный дискомфорт при оплате проезда.
  • Вторая стадия носит хронический характер. Переход заболевания от первой стадии ко второй обычно происходит незаметно, что и делает заболевание столь коварным. Больной всё чаще и чаще пользуется маршрутками и привыкает к этому. В результате постепенно развивается нарушение объективного восприятия реальности. Больной уже не делает явного различия между городским транспортом и маршруткой. Больной в этой стадии пользуется как маршруткой, так и городским транспортом примерно в равной мере. У него развивается ряд специфических симптомов, развивается навык быстрого открытия и закрытия двери, вырабатывается отработанная фраза типа «остановитесь на следующей, пожалуйста» или «остановитесь у третьего столба, считая от меня».
    Больной на этой стадии еще не согласен садиться в маршрутку при отсутствии свободного места. Вырабатывается навык «передайте, пожалуйста, водителю» и рефлекс избегания места, на котором приходилось бы принимать деньги со всего салона и передавать водителю. У больного вырабатывается полная невосприимчивость к звуковым раздражителям, т.е. он не обращает внимания на столь часто включенное водителем радио. Усугубляется суицидальный синдром – больной уже не выбирает в маршрутке наиболее безопасное место, перестаёт бояться за свою жизнь.
  • Третья стадия является тяжёлой и неизлечимой. При сохранении многих симптомов, свойственных второй стадии, развивается целый комплекс новых, главный из которых – полное нарушение объективного восприятия действительности. Для такого больного городского транспорта как бы уже не существует, его сознание не воспринимает такие транспортные средства, как трамвай, троллейбус, социальный автобус, реагируя лишь на небольшие размеры транспортного средства или на отличительную маршрутную табличку.

Больной уже не пользуется городским транспортом, игнорируя, например, остановившийся прямо перед ним совершенно свободный троллейбус, следующий в то же место назначения – он всё равно останется ждать маршрутку. Также характерна выраженная тенденция проезда на маршрутке даже одной-двух остановок в условиях, когда легко пройти пешком или вполне достаточно общественного транспорта, идущего туда же. Больной готов лезть в маршрутку даже если нет сидячего места и ехать стоя, в свою очередь, водители подбирают таких пациентов – лишняя выручка не помешает, и пофиг на правила эксплуатации, запрещающие перевозку сверх номинальной вместимости.

Больной начинает сам становиться распространителем эпидемии, убеждая всех и вся, что кататься в маршрутках – это здорово, удобно, быстро и приятно. Больных в третьей стадии следует считать общественно-опасными и подвергать принудительному лечению или изоляции.

ДиагностикаПравить

На ранней стадии заболевания диагноз затруднен в связи с недостаточной выраженностью симптомов. Тем не менее, важность своевременного диагноза именно на начальной стадии трудно переоценить, т.к. в этой стадии заболевание легко лечится психотерапевтическими методами. В начальной стадии следует обратить внимание на поведение человека в состоянии усталости или подпития. Именно при таких условиях проявляются первые симптомы, выражающиеся в желании сесть в маршрутку. Нередко больной сообщает о таком желании окружающим («устал я сегодня, поеду, пожалуй, на маршрутке»).

В тяжёлой стадии диагноз не представляет сложности. Основные симптомы: игнорирование общественного транспорта, явно выраженная тенденция к выстраиванию в очереди, повышенная гибкость позвоночника и способность легко передвигаться в согнутом положении в полуприседе, способность долго удерживать правую руку в вытянутом горизонтальном положении.

Дифференциальный диагноз стадий заболевания выполняется по простейшему принципу: случайные поездки на маршрутке (1-я стадия), преимущественные поездки на маршрутке (2-я стадия), поездки только на маршрутке (3-я стадия).

Лечение и профилактикаПравить

В начальной стадии заболевание полностью излечимо. Достаточно лишь тем или иным способом наладить нормальную работу городского транспорта – и заболевание излечивается само собой. В определенной степени помогают и психотерапевтические методы, например, метод убеждения с апелляцией к логике и здравому смыслу больного. Весьма эффективно также санаторно-курортное лечение с направлением больного в курортную зону (например, Мурманск). Достаточно трехдневного наблюдения за безупречной работой недорогого общественного транспорта и наглядного убеждения в реальном месте маршрутки в системе нормального городского общественного транспорта, чтобы даже после возвращения в зону эпидемии сохранить значительную резистентность.

На второй стадии заболевание неизлечимо, возможны лишь временные ремиссии. Ремиссии возможны при улучшении работы городского транспорта, финансовых затруднениях у больного. Некоторый эффект может дать разъяснительная работа.

На третьей стадии заболевание неизлечимо. Методы лечения пока не разработаны. Возможно, эффективной окажется шоковая терапия с демонстрацией тел жертв аварий маршруток и результатов компьютерного моделирования аварий. При органических поражениях головного мозга, возможно, следует использовать методы современной психиатрии.

Наиболее действенными профилактическими мерами являются: улучшение работы городского транспорта, покупка проездного документа длительного пользования, воспитательно-разъяснительные мероприятия, перевод на работу с меньшей зарплатой.

Также в Москве в 2015-2016 годах была реализована "Новая модель транспортного обслуживания Москвы", в рамках которой в целях борьбы с синдромом приобретённого маршруткизма были ликвидированы все маршрутки (кроме областных, зеленоградских и троицко-новомосковских), а часть маршрутов переведена на работу по госконтрактам с единой для всего общественного транспорта тарифной системой.

Известные пациентыПравить

СсылкиПравить

Подробное описание болезни

Минздрав Транспортных Интернетов предупреждает: Синдром приобретённого маршруткизма – чума XXI века!
ЛАЗ головного мозгаСиндром ВалеричаСиндром приобретённого маршруткизмаТроллейбусизм головного мозгаУпячка
Синдром приобретённого маршруткизма относится к автобусам и автобусникам.
Ме[c]та:  Автобус (Маршрутка) • АвтобусникиАвтобусофилияФотобус (БасфотоЧат Фотобуса)
Автобусы:  Богдан • Волжанин • ВМЗ «Олимп» • Икарус (10147) • ЛиАЗ (03223) • ЛАЗ • МАЗ • НефАЗ • ПАЗ • Скания
Автобусники:  03223Алексей ЛаушкинАСЯНикита Лапин
Things  АвтобусофилияАвтоуродыАСКПЛАЗ головного мозгаСиндром приобретённого маршруткизма

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики